Фиксированное или переменное фокусное расстояние: что лучше?

Существуют разные подходы к формированию съемочного комплекта. Некоторые фотографы предпочитают приобретать и снимать только объективами с фиксированным фокусным расстоянием, другие снимают только объективами с переменным фокусным расстоянием, третьи же, руководствуясь теми или иными соображениями, включают в свой съемочный комплект в определенной пропорции и те, и другие объективы. Для того, чтобы понять, какой подход целесообразен, необходимо сначала оценить преимущества и недостатки объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием компактные и легкие. Хотя в настоящее время выпускаются также и модели, обладающие большим весом и габаритами, однако это, как правило, модели, предназначенные для профессиональных фотографов и обеспечивающие качество изображения, недостижимое при использовании обычных оптических технологий. Другими словами, они предназначены для оптимального решения тех фотографических задач, с которыми чаще всего сталкиваются профессионалы, и не рассчитаны на то, чтобы любители использовали их для повседневной съемки (хотя это, конечно же, не запрещается).

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, как правило, демонстрируют более высокое качество изображения, чем объективы с переменным фокусным расстоянием. Связано это с тем, что объективы с переменным фокусным расстоянием сложнее оптимизировать для обеспечения одинаково высокого качества изображения на протяжении всего диапазона фокусных расстояний.

Среди объективов с фиксированным фокусным расстоянием доступны более светосильные модели, чем среди объективов с переменным фокусным расстоянием. Безусловно, существуют объективы с переменным фокусным расстоянием с фиксированной светосилой 2.8 (и даже 1.8 в случае с уникальным Sigma 18-35), однако в массе своей объективы с переменным фокусным расстоянием не обладают постоянной светосилой, которая была бы выше 2.8, тогда как для объективов с фиксированным фокусным расстоянием светосила 2.8 считается посредственной, а светосилой 1.4 удивить фотолюбителей было сложно уже в 1970-е годы. Чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости изображаемого пространства можно получить. Кроме того, более высокая светосила позволяет снимать в условиях слабого освещения при меньших значениях ISO, а, значит, качество изображения будет выше.

Многие объективы с фиксированным фокусным расстоянием (особенно это касается телеобъективов) оптимизированы для обеспечения красивого боке: приятного для глаз плавного размытия фона и округлой формы точечных источников света в зоне нерезкости. При разработке объективов с переменным фокусным расстоянием красивое боке никогда не является приоритетом, и даже модели класса 24-70/2.8 обладают в лучшем случае нейтральным боке, а про боке несветосильных объективов с переменным фокусным расстоянием какого-либо смысла говорить нет вообще.

Объективы с переменным фокусным расстоянием позволяют быстро кадрировать объект съемки – возможность, которой обладатели объективов с фиксированным фокусным расстоянием лишены. Например, если вы используете объектив класса 24-70/2.8, то сделав на фокусном расстоянии 24 мм снимок пейзажа, вы за долю секунды можете увеличить фокусное расстояние до 70 мм и отснять на нем портрет крупным планом. С объективом с фиксированным фокусным расстоянием проделать такое невозможно. Если в вашем распоряжении нормальный объектив 50 мм, то вам придется подойти к объекту съемки ближе, чтобы отснять портрет крупным планом, либо, наоборот, дальше, чтобы вместить в кадр пейзаж. Но если вы используете широкоугольный объектив 24 мм, то с ним вы обречены лишь на съемку пейзажей, поскольку при съемке портретов крупным планом черты лица портретируемого будут неминуемо искажены и впечатляющего портрета вы совершенно точно не получите. Для того, чтобы иметь возможность снимать такой же широкий спектр сюжетов, доступный с объективом 24-70/2.8, вам придется приобрести несколько объективов с фиксированным фокусным расстоянием, например, 24 и 85 мм (а может быть дополнительно еще и 50 мм), и менять их в процессе съемки, что может привести к тому, что вы упустите удачный кадр.

Но можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны. Объектив класса 24-70/2.8 ценен тем, что он универсален, поскольку позволяет снимать широкий спектр сюжетов от пейзажей, интерьеров и архитектуры до портретов. Однако со своей задачей он справляется довольно посредственно:

  • угла обзора на фокусном расстоянии 24 мм будет часто не хватать при съемке обширных пейзажей, тесных интерьеров или высоких/широких зданий, особенно, когда возможность увеличить дистанцию фокусировки по каким-либо причинам отсутствует,
  • портреты на фокусном расстоянии 70 мм и диафрагме 2.8 никогда не будут столь впечатляющими, как со специально разработанным для этих целей телеобъективом 85 мм со светосилой 1.8, 1.4 или даже 1.2.

Из всего сказанного выше следует довольно простой вывод: если вам важно просто иметь возможность запечатлеть тот или иной объект съемки, то вы вполне можете довольствоваться объективом с переменным фокусным расстоянием, но если вы тяготеете к творческой фотографии, а не просто к документированию окружающей действительности, то совершенно необходимо остановить свой выбор на специализированных объективах, коими являются объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Еще одно соображение. Вам необходимо определиться для себя, к каким углам обзора вы тяготеете больше всего, после чего принять решение о формировании съемочного комплекта будет довольно легко. Если у вас уже есть большой архив собственных снимков, то посмотрите, на каких фокусных расстояниях они преимущественно были сделаны. Если вы начинающий фотолюбитель, то посмотрите чужие фото, выберите те, которые вам нравятся больше всего, и проанализируйте, что на них запечатлено.

Например:

  • если вы увлекаетесь съемкой пейзажей и/или интерьеров, архитектуры, то возможно достаточно будет того, чтобы ваш съемочный комплект состоял всего из одного широкоугольного объектива с фиксированным либо переменным фокусным расстоянием;
  • если вы увлекаетесь портретной фотографией, а все остальное снимаете постольку-поскольку, то возможно вам достаточно будет всего одного короткофокусного или умеренного телеобъектива с фиксированным фокусным расстоянием;
  • если вы снимаете в путешествиях или на прогулке, то определенно вам понадобится нормальный (штатный) или даже универсальный зум, поскольку в большинстве случаев времени на смену объективов у вас просто не будет.

Copyright © 2012-2021 Евгений Артемов. Все права защищены. Перепечатка материалов сайта, их перевод, воспроизведение в любой форме, в том числе в Интернете, допускается только с письменного разрешения владельца сайта.