Советы по фотографии в мануальном режиме

Правильная экспозиция

Одним из важнейших факторов, влияющих на получение великолепных снимков, является правильная экспозиция, которая представляет собой правильное взаимоотношение между:

1. Выдержкой и
2. Диафрагмой (относительным отверстием объектива), в зависимости от:
3. Яркости объекта съемки, и в зависимости от:
4. Чувствительности пленки или сенсора.

Если относительное отверстие объектива и/или выдержка выбраны неверно для объекта съемки с определенной яркостью, то результатом будет либо недодержка, либо передержка. Таким образом, очевидно, что очень важно определять яркость объекта съемки верно, чтобы получать хорошо проэкспонированные снимки.


Относительное отверстие объектива

Диафрагма управляет объемом света, который поступает в объектив и проходит через него, попадая на плоскость изображения. Ряд значений относительного отверстия объектива называется “диафрагмами” или “ступенями” и выбирается при помощи вращения кольца диафрагмы на корпусе объектива: требуемое значение диафрагмы должно находиться напротив индексной метки.

Штатные объективы обладают следующими диафрагмами (чем больше числовое значение, тем меньше относительное отверстие; дополнительно указан коэффициент экспозиции):

Диафрагма 1.4 1.8 2 2.8 4 5.6 8 11 16 22
Коэффициент экспозиции 1/8 1/5 1/4 1/2 1 2 4 8 15 30

Вышеуказанная таблица демонстирует, что с каждым прикрытием диафрагмы в объектив поступает вполовину меньше объема света по сравнению с предыдущей диафрагмой, что требует удвоения экспозиции. Прикрытие диафрагмы требует соответствующего увеличения выдержки, при условии, что освещение остается неизменным.

Другими словами, если выдержка изначально установлена 1/60 секунды, а диафрагма выбрана f/8, то если диафрагма затем прикрывается до f/11 – выдержку необходимо изменить на 1/30 секунды, а если диафрагма открывается на одну ступень до f/5.6, то выдержку необходимо установить 1/125 секунды.


Глубина резкости

Область достаточной резкости на переднем плане и на заднем плане основного объекта съемки, находящегося четко в фокусе, называется “глубиной резкости”, и вот основные принципы, которым она подчиняется:

1. Глубина резкости становится больше с прикрытием диафрагмы, а на полностью открытой диафрагме она наименьшая. Полностью открытое относительное отверстие объектива с полностью автоматической диафрагмой всегда демонстрирует наименьшую глубину резкости.
2. Глубина резкости становится больше с увеличением дистанции от объекта съемки до камеры, а на минимальной дистанции фокусировки она наименьшая.
3. Глубина резкости больше на заднем плане и меньше на переднем плане, однако она постепенно и равномерно растет с увеличением дистанции фокусировки
4. Глубина резкости увеличивается при использовании широкоугольных объективов и уменьшается с телеобъективами.

Шкала глубины резкости на корпусе объектива демонстрирует зону достаточной резкости при любом относительном отверстии объектива или дистанции фокусировки и используется для быстрого и простого определения глубины резкости.

Шкала глубины резкости находится рядом со шкалой дистанции фокусировки и состоит из пар одинаковых значений диафрагм по обеим сторонам от индексной метки дистанции фокусировки. Наименьшая диафрагма также находится на этой шкале. Эти пары одинаковых значений диафрагм указывают дистанцию, при которой объект съемки будет в фокусе на этом относительном отверстии.

1.

Например, если вы выбрали диафрагму f/11 и фокусируетесь на 3 м, посмотрите, какие дистанции фокусировки находится напротив числа 11 по обеим сторонам шкалы глубины резкости: это будет примерно 2.4 и 4.6 м, что означает, что глубина резкости будет распространяться примерно от 2.4 до 4.6 м.

С другой стороны, если f/11 не обеспечивает достаточную зону резкости, посмотрите на шкалу глубины резкости, чтобы определить, какая диафрагма сможет обеспечить более широкую зону резкости. Если, например, это будет диафрагма f/22, то ваша зона резкости расширится и будет располагаться от примерно 1.8 м до 9 м, демонстрируя тем самым, что с прикрытием диафрагмы можно наблюдать заметное изменение глубины резкости.

Конечно же, поскольку это также предполагает уменьшение выдержки для компенсации снижения эффективного объема света, попадающего на плоскость изображения, для прикрытия диафрагмы существуют определенные пределы.

2.

Альтернативным и более практичным методом нахождения подходящей диафрагмы, при котором требуемая зона резкости уже известна, является зонная фокусировка. При использовании этого метода не фокусируйтесь на основном объекте съемки, а сначала сфокусируйтесь на ближайшем важном объекте и запомните дистанцию до него. Затем сфокусируйтесь на самом дальнем важном объекте и также запомните дистанцию до него. После этого выставьте эти дистанции напротив пар одинаковых диафрагм или как можно ближе к ним.

Например, представим, что ближайший объект, как следует из шкалы дистанции фокусировки, находится на дистанции в 2.4 м, а самый дальний на дистанции в 4.5 м. Поверните кольцо дистанции фокусировки до тех пор, пока эти значения не встанут напротив пар одинаковых диафрагм (в данном случае f/11) – и у вас все настроено для съемки.

3.

Когда времени для определения крайних пределов дистанции фокусировки недостаточно, чтобы применить вышеуказанный метод зонной фокусировки, возможен также следующий грубый, но быстрый метод. Поскольку известно, что глубина резкости переднего плана всегда меньше, чем у заднего плана (за исключением съемки крупным планом, при которой глубина резкости в любом случае очень узкая), фокусируйтесь на объекте на дистанции в 2/5 внутри требуемой зоны резкости и выберите диафрагму, соответствующую общей глубине резкости.


Фокусировка

Поскольку объектив используется для визирования и является составной частью системы фокусировки камеры, фокусировка выполняется непосредственно на объективе. Чтобы получить резкое изображение, кольцо фокусировки необходимо вращать по часовой и против часовой стрелки до тех пор, пока изображение не станет резким. После этого на шкале дистанции фокусировки можно будет увидеть дистанцию от объекта съемки до камеры.

1.

При съемке далеко расположенных видов без каких-либо интересных объектов на переднем плане, установите дистанцию фокусировки на бесконечность, а диафрагму на f/5.6 или f/8, поскольку при таких настройках находящееся на большом расстояние изображение будет максимально резким.

Не фокусируйтесь таким образом, что самый дальний предел глубины резкости едва достигает бесконечности. В этом случае объектив будет сфокусирован на дистанции вблизи бесконечности или гиперфокальной дистанции, и зона достаточно резкого изображения будет находиться на дистанции вблизи бесконечности и далеко от переднего плана.

2.

При съемке далеко расположенных видов (пейзажей) с интересными объектами на переднем плане, фокусируйтесь как на объекте, расположенном на переднем плане, так и на объекте, находящемся на дальнем плане. Совместите полученные таким образом дистанции фокусировки со шкалой глубины резкости так, чтобы им соответствовали пары одинаковых диафрагм. Используйте определенную таким образом диафрагму и дистанции фокусировки, и глубина резкости будет достаточной.

Не фокусируйтесь на точке, расположенной посредине, поскольку глубина резкости для переднего плана меньше, чем для заднего плана, и фактически вы будете фокусироваться дальше, чем требуется, чтобы объект на переднем плане был резким.

3.

При съемке большинства пейзажей, старайтесь поместить на передний план в кадр какой-нибудь интересный объект, желательно человека. Это вызовет у зрителя большее впечатление, позволит рассказать историю и даже придаст снимку трехмерный эффект. Светлому пейзажному фону можно противопоставить даже темную листву на переднем плане или глубокие тени, что придаст снимку большую выразительность.

4.

При съемке интерьера или архитектуры, фокусируйтесь на ближнем и дальнем объектах, которые должны попасть в кадр. Совместите эти дистанции фокусировки со шкалой глубины резкости, чтобы определить требуемое значение диафрагмы. Как правило, это потребует значительного прикрытия относительного отверстия объектива.

5.

При съемке портретов или крупного плана, работайте с относительно большими диафрагмами и фокусируйтесь на том, что представляет наибольший интерес – на глазах. Это позволит получить очень узкую глубину резкости, чтобы сакцентировать и изобразить резко объект съемки на приглушенном и размытом фоне. Используйте нейтральный цветной фон, расположите объект съемки как можно дальше от фона или используйте в качестве фона небо (при съемке на улице). Снимайте ранним утром или поздним вечером, когда свет мягче, чем в полдень.

6.

Используйте метод зонной фокусировки для съемки спорта и движения, которое происходит в ограниченной части пространства, а также спонтанных снимков, когда времени для точной фокусировки мало. Установите диафрагму f/8 и выдержку, соответствующую освещению. Установите дистанцию фокусировки в 3 м: она обеспечит глубину резкости от 2.4 до 4.5 м. В большинстве случаев выдержка должна составлять от 1/125 до 1/250 секунды, чего достаточно для съемки большинства движущихся объектов.

Если вам нужна большая глубина резкости, выберите крайние пределы вашей зоны резкости исходя из шкалы глубины резкости, а затем установите соответствующую диафрагму, при которой выдержка останется в указанных выше пределах.

7.

Если зонная фокусировка при съемке быстро движущихся объектов невозможна, поскольку выбранная выдержка требует существенного открытия диафрагмы, что приводит к малой глубине резкости, сфокусируйтесь заранее на точке, в которой объект съемки рано или поздно окажется, и нажмите кнопку спуска затвора в нужный момент.

8.

Используйте полностью открытую диафрагму для того,чтобы фокусироваться в широком диапазоне дистанций, акцентировать внимание на объекте съемки в тех случаях, когда это требуется, повышать драматизм снимка и устранять раздражающий фон.

9.

Используйте наименьшую диафрагму для того, чтобы получить широкую глубину резкости от нескольких десятков см и вплоть до дальней дистанции, собрать в кадре разрозненные элементы и организовать с их помощью эффективную композицию.

10.

Фотографируйте крупным планом часть объекта съемки, чтобы заполнить его изображением весь кадр, создать дополнительное впечатление и драматизм и превратить заурядный объект в мощное изображение.


Выдержка

1.

Выбор выдержки полностью зависит от необходимости остановки движения объекта съемки. Выбирайте наиболее короткую возможную выдержку, чтобы минимизировать тряску камеры.

2.

Выбор выдержки для любого движущегося объекта зависит от:

а) Скорости, с которой объект движется; чем быстрее скорость, тем короче должна быть выдержка;
б) Дистанции от объекта до камеры; чем больше дистанция, тем меньше должна быть выдержка;
в) Угла, под которым объект движется по отношению к камере; движение к или от камеры требует более длинной выдержки, чем движение перпендикулярно камере, в то время как движение по диагонали требует промежуточного значения выдержки;
г) Фокусного расстояния объектива; при большом фокусном расстоянии увеличенное изображение объекта остается в кадре меньше, чем при небольшом фокусном расстоянии, что требует более короткой выдержки;
д) Требуемой степени “остановки” движения; выдержка 1/1000 секунды надежно “заморозит” большинство быстро движущихся объектов, однако иногда размытое движение рук или ног объекта позволит получить более выразительный снимок в плане передачи движения на снимке, чем полная “остановка” движения.
3.

Если экспозиция не позволяет использовать короткую выдержку или если размытый фон позволит более впечатляюще передать движение объекта съемки, то остановить движение поможет отслеживание движения объекта съемки.

Перемещайте камеру вместе с объектом съемки и нажмите кнопку спуска затвора в процессе плавного отслеживания движения.

4.

Поймайте “пик” движения на длинной выдержке тогда, когда короткая выдержка невозможна.

Поскольку у большинства движений есть начало, пик и конец, а также существует моменты пауз между каждой фазой движения, постарайтесь поймать пик движения – тем более, что, как правило, он является наиболее интересным для фотографа.

5.

Используйте очень длинные выдержки, установите камеру на штатив и не прибегайте к дополнительному освещению, чтобы запечатлеть “атмосферу” или “настроение” слабо освещенных объектов или интерьеров.

Copyright © 2012-2020 Евгений Артемов. Все права защищены.

Перепечатка материалов сайта, их перевод, воспроизведение в любой форме, в том числе в Интернете, допускается только с письменного разрешения владельца сайта.